09-22-2012, 10:49 PM
И ещё интересная заметка, яблокофилам на заметку:
Цитата:На самом деле речь пойдет об очень интересной гипотезе, которая по меньшей мере объясняет феномен компании Apple, а по большей - задает магистральный вектор для развития универсального консюмеризма.
Культур-повидло мне навеяла вчерашняя презентация iPhone 5, в частности такой пикантный нюанс, как неупоминание на ней (впрочем, я мог и прослушать, что, однако, сути дела не меняет) nano-SIM, которая будет использоваться в новом флагмане Надкусана вместо micro-SIM, только-только введенной iPhone 4.
Признаюсь, эта деталь технологического оснащения iPhone 5 сразила меня гораздо сильнее, чем все остальные его супер-пупер фичи, вместе взятые. Тем более поразительно, что Apple предпочла не заострять внимание на обстоятельстве, которое теоретически отсекает огромную армию поклонников компании за пределами Соединенных Штатов, по крайней мере на несколько месяцев. Отсечение, впрочем, это условное и больше ритуальное, поскольку не успел Надкусан представить свой очередной гаджет, ломающий привычные технологические устои и стандарты, как обсосы планеты ринулись рапортовать о готовности обменивать обычные симки на нановерсию уже в первый же день продаж 21 сентября. Особенно мне понравился «Мегафон», который прокричал первым, хотя, насколько мне известно (опять же - могу ошибаться, не будучи телефонным мастером), у него нет контракта с Apple на поставки айфонов. Впрочем, я ничуть не упрекаю и даже не иронизирую: правильно поступил «Мегафон», чего там - так держать! Скоро и сами узнаете, почему.
Итак, я зацепился мыслью за nano-SIM и принял потихоньку раскручивать цепочку ассоциации, никак не связанных с технологиями. Вопрос я поставил радикально: «Что же такого необычного есть в компании Apple, что заставляет всех остальных производителей мобильных гаджетов из года в год выступать в роли догоняющих?»
Речь, разумеется, не идет о технологиях. Здесь, как раз, у Apple нет безоговорочного лидерства и собакоеды вполне могут заткнуть надкусановцев за пояс своими многоядерными процессорами, супер-прецизиозными стилусами и проч. чисто технологическими ухищрениями. Вот же, однако, незадача: сколько бы Samsung не лепил технологически совершенных и даже недосягаемых смартфонов, все они, все до одного - от первого до последнего! - смотрятся на фоне продукции Apple провинциальным ширпотребом.
Тут даже спорить не о чем, поскольку это очевидная для всех истина: не случайно, когда вы пытаетесь объяснить очередному самсунголюбу, что айфон - это стильно, модно, классно, престижно, гламурно, в ответ вы непременно получите одно и тоже: «Зато в технологическом плане айфон, даже пятой версии - полный отстой на фоне того же Galaxy SIII!»
Парадокс в том, что iPhone 5 и в самом деле полный отстой в технологическом плане! Зато во всех остальных планах смартфоны Samsung - провинциальный ширпотреб, и по этому причине iPhone 5 уже в первые недели продаж затмит, как водится, показатели всех конкурентов вместе взятых. Опять будут выстраиваться многочасовые очереди «безумных яблофанов», исчисляемых десятками миллионов по всему миру, опять дикие невежественные китайские девочки и мальчики будут продавать свои почки, опять начнется московская вакханалия с ценниками в 90 тысяч рублей за телефон в первые дни продаж.
Опять будет все то, чего никогда не бывало и никогда не будет ни со смартфонами Samsung, ни со смартфонами LG, ни с Nokia, ни с HTC. Опять будет вожделение!
Вот это единственно правильное слово, описывающее феномен надкусановой гаджетарии: ее не покупают, не хотят приобрести, а страстно вожделеют! О ней мечтают, на нее копят деньги, обладают, а затем выставляют на показ, гордятся с тем же чувством превосходства, с каким водитель Rolls-Royce Corniche окидывает взором водителя Hyundai Coupe! В ответ водителю корейского купе ничего не остается, как вдарить по газам и оторваться от водителя Corniche в точку, потому что его корейское купе и в самом деле быстрее! А у Corniche даже скорости от 0 до 100 км/ч в спецификации не анонсировано! А только сказано: мощность двигателя «достаточна».
Обратите внимание сразу же на совпадение: Apple ведь тоже не анонсирует в официальных пресс-релизах ни объемы памяти, ни частоту процессора! Гикам приходится все самостоятельно расковыривать и замерять, чтобы с триумфом констатировать: «А-га! Процессор-то того - отстой! Гигагерцов-то маловато, да и по мегабайтам не дотягивает до Samsung’a!
И в самом деле не дотягивает. Как и Rolls-Royce - до Hyundai. Только у Polls-Royce на капоте красуется статуэтка «Духа экстаза», у Apple -надкусанное яблоко, зато у каждого супертехнологичного и технически совершенного смартфона поперек морды размазана чудовищная, безвкусная, провинциальная надпись лошадиными буквами! Уж сколько корейским товарищам пытались объяснить, что самые лучшие и дорогие майки - это те, на которых в уголочке выдавлена прямо на ткани едва заметная эмблема брэнда, а не те, что украшены со спины и фронта надписями GUCCI и MARLBORO! Все объяснения, увы, впустую. Не потому что корейцы такие упрямые, а потому что у них парадигма иная.
Парадигма у Samsung народная. Этим и объясняется все. А вот какая у Apple? Здесь-то мы и подходим к самому интересному. Ответ «элитарная» ничего кроме смеха вызвать не может. Ну какой, к черту, айфон - элита? Какой-нибудь Mobiado Grand Touch Black за 155 тысяч рублей или Gresso Avantgarde Regal Grand Premiere за один миллион пятьсот тысяч рублей (вы не ослышались - телефон, который стоит 1500000!) - это элитарность.
Да-да, самая настоящая провинциальная элитарность, заточенная, похоже, эксклюзивно под совковый лошарий (примерно также, как Rolex Oyster Perpetual заточен эксклюзивно под арабско-нефтяной лошарий). Разумеется, Apple со своим айфоном ни малейшего отношения к означенной элитной парадигме не имеет. И не потому, что такая элита, в массе своей, безвкусна, а потому что всегда - мелкая и низко доходная лавочка!
Судьба всех Lamborghini и Bugatti планеты - быть выкупленными и поглощенными народными автомобилями вроде Volkswagen и Renault. Полагаю, у Джобса изначально амбиции были покруче.
Так какую же нишу занимает Apple со своими гаджетами? Ту самую, что я вывел в заголовке сегодняшней Голубятни: нишу народной элиты! Я понимаю, что звучит как «единорог» из фантастического бестиария, однако все именно так и есть.
Apple создает гаджеты, стиль и дизайн который приоритетен относительно технологий. Это - раз и это атрибут чисто элитарного продукта.
Apple сознательно не использует драгоценные материалы в своей продукции, чтобы ни коем образом не сцену недосягаемой для широких покупательских масс. Дорого - да, запредельно дорого - ни в коем случае! И это - атрибут чисто народного продукта.
Apple скрупулезно выискивает такие элементы в продукте, которые бы создали для него ауру элитной экслюзивности, однако не за счет цены, которая бы отвратила от продукта широкие народные массы покупателей, а за счет эдаких технологических странностей. Изюминок а-ля те самые экзотические стандарты SIM-карточек вроде micro и nano. Изюминок вроде стеклянных крышек с обеих сторон смартфона. Изюминок вроде наглухо захлопнутой для внешнего мира операционной системы, удивительно удобной вещи-в-себе, превращающей всех принявших эту идеологию в армию счастливых заговорщиков, не догадывающихся о каком-то лишении их свободы. Одним словом, Apple создает эксклюзивность малой кровью.
Соединение трех перечисленных выше компонентов и дает нам в сухом остатке совершенно уникальную в истории мирового консюмеризма парадигму народной элитарности. Гениальный печатный станок в эпоху победившего Восстания Масс.
Гениальность парадигмы Apple еще и в том, что она полностью совпадает с главным условием формирования народного вождя и зарождения социального мифа. Условие это звучит так (я, кажется, несколько раз уже транслировал по оказии в Голубятнях эту концепцию философа Арсения Гулыги): вождем может стать тот, что сочетает в себе естественную близость к простому народу и непременное отличительное качество, предпочтительно на визуальному уровне. То есть: свой в доску пацан, но только чутка картавит, или там ручка сухая, или клякса на полголовы, или усики коробочкой.
Айфоны Надкусана блестяще выдерживают именно такую мифологичность, балансируя на совершенно недосягаемом для конкурентов уровне между высокой стилистикой, дизайном, технологичностью и экзотикой.